Кризис 7 лет.




Я, как практикующий психолог и как мама, благополучно прожившая со своим ребенком этот этап, решила написать эту статью и поделиться опытом, чтобы немного подготовить родителей к пониманию собственных детей, которые уже приближаются к возрасту 7 лет.

Как пройдет этот переход и как научиться понимать своего подросшего малыша? Очень хочется, чтоб родители осознавали причины возможного поведения своих деток и могли адекватно реагировать.

Что такое кризис 7 лет?

Все боятся слова «Кризис» и не хотят верить в его существование. Многие вообще отвергают его наличие. Но это не значит, что его нет.

Кризис – это просто переходное состояние организма, как новый этап, как переход на более высокий уровень развития, когда человеку приходится подстраиваться под другие правила, проходить барьеры и раздвигать границы дозволенного.

Когда ваш ребенок приближается к 7-летнему возрасту, он проживает очередное переходное состояние, когда он вынужден раздвигать допустимые рамки в новых условиях, преодолевать препятствия, решать задачи своего уровня и доказывать, что он уже не маленький. И для того, чтобы ваши дети, достигнув подросткового периода, не пустились во все тяжкие, вам необходимо позволить им свободно прожить кризис 7 лет.

Какие психические процессы происходят в этом юном возрасте?

 

С чем сталкивается взрослеющий малыш?

  1. После 6 лет наблюдается рост познавательной активности. Будучи еще дошкольником, кроха все познает через игру. Появился интерес к машинам – он в них играет, мастерит их из конструктора, листает книги и журналы о машинах. Так же и с девочками – возникла тема о маленьких пони и ребенок полностью поглощается ею: рисует пони, наряжает, делает хвостики из гривы и плетет косы из хвоста, играет в них и смотрит мультики.

Тут главное для родителя – поддерживать интерес и обучать ребеночка именно на этом заинтересовавшем материале (изучать модели и марки автомобилей, их вес, форму, как и где их изготавливают и т.д.) и обязательно хвалить за достижения. Потому что в первые 3-4 года школьной жизни стимулом к учебе является похвала.

  1. Коллекционирование. Позволяйте детям собирать и составлять коллекцию. Это важная потребность. Не пренебрегайте детскими подборками и гербариями. Ребенок очень расстраивается, если мама или папа, которым кажется это полной ерундой, выбрасывают коробочки со сложенными там открытками, камушками, листочками или рисунками. Эти меры приводят к последствиям – подобные действия формируют в ребенке пессимиста, когда «Все всегда заканчивается плохо и зачем вообще начинать?»После этого малыш теряет интерес. И когда он, спустя годы, оказывается в подростковом возрасте, он уже ничем не интересуется. А родители недоумевают, почему у детей отсутствуют увлечения? И что самое ужасное, эти дети, повзрослев, поступают точно также по отношению к своим деткам.
По теме:  Песочная терапия для детей в Донецке

Когда моя дочь была в этом возрасте,  она коллекционировала абсолютно все – приносила в дом камни, от здоровенных  булыжников до гальки, постоянно возвращалась с прогулки с охапкой палок, которые были ей крайне необходимы для чего-то. Так они и стояли в углу прихожей до определенного момента. А потом она сама говорила, что их пора выкинуть и мы освобождали пространство, но уже для новых палочек и камней. Позднее, коллекции стали эстетичнее на вид. Ими оказались мелкие игрушки – мягкие плюшевые котики, которые шли в нагрузку к журналам о котах, пластмассовые лошадки из мультфильмов и монеты разных стран мира.

  1. Копирование поведения взрослого.Девочки проявляют себя как мамы в семье, по отношению к мужчине (папе), мальчики – как папы, по отношению к женщине (маме). Девочки учатся быть заботливыми хозяюшками (накрыть на стол, помыть посуду, покормить папу), мальчики приучаются помогать маме (понести сумку, быть защитником). Вы можете уловить свои интонации в голосе дочери, когда она обращается к отцу. Если родители уважительно относятся друг к другу, то и дети будут вести себя также по отношению к ним.
  1. Авторитетный взрослый. Это кризисное проявление, когда ребеночек возводит на пьедестал какого-то взрослого человека из своего окружения. В этом возрасте родители авторитетом выступать не могут, так как ребенок видит их в быту. Чаще всего на эту роль выбирается первая учительница. Беря во внимание то, что ребенку в 1-2 классе потребуется обожаемый взрослый, родители, чаще всего интуитивно, выбирают для своего будущего школьника подходящего им по духу первого учителя, невзирая на престижность школы.

Во время выполнения домашнего задания вы можете слышать: «А нам Виктория Александровна  так сказала делать!», «А Виктория Александровна сказала, что нужно писать эту цифру именно так, как она показывала!» По мнению первоклассника, его учительница лучше знает и объясняет. Смиритесь с этим и не спорьте.

  1. Вершина социальных страхов.Ребенок осознает, что люди умирают. В 3 года малыши уже переживают страх смерти, но проявляют его к 5 годам. К тому же, с увеличением нагрузки на левое полушарие мозга, повышается уровень тревожности и к 7 годам страх смерти достигает апогея.

Тут родитель обязан объяснить и предоставить своему сыну или дочери какую-то информацию. Ведь страх  возникает от неизвестности. Малыш задумывается над тем, а что дальше? Поэтому, если вы успокоите кроху рассказом о том, что после смерти душа человека попадает в волшебную страну, сказочный мир либо сможете прокомментировать события смерти с религиозной точки зрения, и что это произойдет еще не скоро, ребенок вполне удовлетворится вашим оптимистическим рассказом, поверит и успокоится.

  1. Неустойчивая самооценка. Учитывая то, что дети вращаются в социальной среде, их поступки постоянно оцениваются взрослыми и очень ярко переживаются. Если не так выполнено задание, ребенок может говорить о себе: «Я - тупой!», «Я ни на что не гожусь!» Утром - гордиться собой, а к обеду снова ощущать себя никчемным.
  1. Совместные игры детей перерастают в полноценную дружбу по личным симпатиям.( Я не хочу дружить с Сашей, потому что он теряет свои учебники и плохо учится. А вот Рома настоящий друг, он со мной поделился карандашами, когда я свои дома забыл.)Появляется дружба на фоне привязанности. И если мама неодобрительно отзывается о выбранном друге ребенка, он очень ранимо это воспринимает.
По теме:  Кризис 1 года.

Как реагировать родителям в этот период?

  1. Подобрать доброго первого учителя,который не будет в раздражении кричать и оскорблять детей. Пусть это будет не заслуженный педагог, без званий и категорий, но он должен быть обязательно добрым, уметь взаимодействовать с детьми с уважением и пониманием.
  1. Увеличивать учебную нагрузку постепенно.Учитывать, что интерес ребенка к учебе надо поддерживать через  игровые пособия и картинки. Если обучать ребенка без игровых элементов, ему становится неинтересно, и он уже не воспринимает нужную информацию. Начинает витать в облаках, смотреть в окно, рисовать на парте или следить за движением мухи, кружащей по аудитории. 

У моего ребенка возникли трудности с математикой, когда изучали состав числа 9 и 10. И мы с ней придумали игру: рассадили все наши мягкие игрушки перед мольбертом, и моя дочь была у них учителем. И вот она писала пример мелком, вызывала к доске медведя, и он выполнял ее задания. Медведь, конечно же, постоянно допускал ошибки в примерах, а моя дочь-учительница все время его поправляла, пока не научила его правильно складывать 4+5 и 3+7. 

  1. Стимулировать выполнение учебных заданий похвалой за достижения.«Как ты красиво буковки написал! Молодец! У тебя хорошо получается!»
  1. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми, а только с самим собой.

- Тимофей, помнишь, как ты раньше вообще не умел читать, а теперь можешь уже прочесть целый рассказик. А хочешь, будем с тобой заниматься, и ты научишься еще лучше читать?!  

  1. Объяснить ребенку, что школьная жизнь отличается от жизни в целом.Если есть какие-то неудачи в школе, это не говорит о том, что так будет и в жизни. В учебное заведение мы приходим за знаниями, это просто этап, когда мы познаем определенные дисциплины. И если плохо в школе, это вовсе не значит, что в жизни будет тоже все ужасно.
  1. Придерживаться режима, но он должен быть не категоричным, а гибким.Это значит, можно позволить в выходной дольше поспать, позже лечь, чтоб на следующий будний день встать вовремя.
По теме:  Песочная терапия. Заикание у детей.

Вспоминая свою школьную жизнь, когда мне не хотелось идти в школу, я симулировала (да простят меня мои родители), что у меня болит живот, и меня оставляли дома. И этого отдыха в 1-2 дня хватало для того, чтобы восстановиться и потом продолжать хорошо учиться и не пропускать занятия.

Когда я выросла и общалась со своими друзьями, мы делились воспоминаниями детства. И я сделала выводы, что все мы иногда не хотели идти в школу, и что отдых нам был просто жизненно необходим, чтобы не сломаться и шагать дальше по жизни. Это своего рода защита организма от усталости.

Если родители не чувствуют потребности своих детей, не делают поблажек, когда они в этом нуждаются – ребенок заболевает. И тогда пропуски занимают уже несколько дней или даже недель.

Наблюдая за своей дочерью и чувствуя, что она уже устала от школы, я позволяла ей в какой-то день просто не пойти. Тут главное мера, чтобы это не вошло в привычку у ребенка. Поэтому я изображала, что мы проспали, и что уже три урока прошло и успеть на четвертый уже нет смысла. 

  1. Постепенно отпускать ребенка от себя, увеличивая радиус его самостоятельного передвижения.Разрешайте ребенку гулять не возле вас, а чуть в отдалении, предварительно познакомив его с правилами поведения на улице. Расскажите, как правильно переходить дорогу, как общаться с посторонними людьми. По дороге в школу приучайтесь водить первоклашку уже не за руку, а просто рядом. Вначале доводите ребенка до учителя, потом до крыльца. После этого – до школьного двора.

Эта процедура является очень тяжелым испытанием для матери. И я, как мать, тоже столкнулась с подобным. Отцы как- то не особо тревожатся по этому поводу. А вот мамам этот разрыв бывает сложно преодолеть.  Чтобы облегчить этот процесс, я шаг за шагом  к нему адаптировалась. Вначале за 50м, потом за 100м, позднее уже за 200 метров до школы отпускала своего ребенка и прослеживала, как моя дочь идет по школьной площадке, спускается вниз по ступеням, доходит до крыльца и скрывается за тяжелой дверью школы.

Со временем я привыкла к тому, что мой ребенок уже созрел это все делать самостоятельно, и я перестала нервничать и переживать. 

Желаю всем успешного прохождения этого этапа в любви и гармонии!

 

У вас появились дополнительные вопросы?

Задавайте их напрямую в Чате и делитесь своим опытом в комментариях.

 




Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт