Песочная терапия. Страх и тревога.




Привожу пример работы с ребенком 4 лет в юнгианской песочнице. 

Построение песочной картины.

Из конструктора Lego выстроен красивый дом, рядом длинный и невысокий забор. Чуть поодаль появилась высокая башня.

Во дворе этого дома жили машинки Хотвилс, большие и маленькие, рядом с ними собачка и кошечка.

Неподалеку протекала река. Она была глубокая, с крутыми берегами, в ней было много, очень много воды.

А чуть позже появились еще жители – жираф, слон, львенок, барашек, коровка, две собачки, куколка-девочка Даша и игрушечный мальчик Ваня. Все они хотели подняться на высокую башню, расположенную у забора дома, но она была слишком высокой. Каждый из них взбирался на самую верхушку, но смелость постоянно покидала их. Им становилось страшно, и они спускались вниз. И только Ваня не побоялся остаться на вершине башни. К нему пришла смелость, и он обрел силу и устойчивость, которые и позволили ему остаться наверху и все видеть.

И вот однажды налетел сильный ветер, поднялась песчаная буря, которая решила все разрушить. Сила ветра была настолько сильной, что песок начал засыпать всех маленьких Хотвилсов . Они оказались почти полностью покрыты песком и не знали, как выбраться. Они чувствовали себя совсем беспомощными. Их моторчики слабенько, почти бесшумно, урчали.

Но вдруг пришла поддержка со стороны! Это приехали более мощные машины. Они издавали более шумные звуки, громко рычал их мотор. И этот звук мотора, который становился все сильнее и мощнее  давал понять о том, что машины эти намного крепче и сильнее, а значит, они могут спасти малышей Хотвилсов.

Машинки были спасены. Спасатели помогли им выкарабкаться из песка, вытягивая их, делая подкоп.

По теме:  Развитие ребенка в 1,3-1,6 года.

Но ветер не унимался и дул все сильнее. И на этот раз он задул с еще большей силой, и песчаная буря поглотила не только малышей –Хотвилсов, но и больших машин- спасателей.

Что было делать теперь? Кого звать на помощь?

Тут активизировались самолеты. Они подцепили широкую ленту, и петлей начали поддевать машинки и вытаскивать их из глубин песка.

Так продолжалось длительное время. Ветер и буря не унимались. Они поглотили уже все машинки – и большие и маленькие. Самолеты не смогли уже летать. Их крылья тоже были присыпаны песком, а пропеллер уже не крутился. Машинки не знали как выбраться. Но все еще раздумывали, как поступить, чтобы не погибнуть.

И вдруг, неожиданно для всех, тот самый мальчик Ваня, который стоял на высокой башне - он спрыгнул с нее, и пришел скорее на помощь. Он - самый смелый и самый сильный из всех жителей этой страны, ведь он один-единственный  смог не побояться и устоять на такой высоте.

И вот, Ваня ринулся спасать своих друзей. Он откопал вначале свою волшебную тачку-ковш, с помощью которой мог набирать песок и делать подкопы под машинками. Когда Ваня помог всем выбраться наверх, машинки громко гудели и сигналили. Это они говорили спасибо своему другу за свое спасение.

Потом они все вместе построили устойчивый мост через реку и смогли ездить на другой берег в гости к своим друзьям.

А еще там, на другом берегу, за мостом, жила одна волшебница, которая могла наделять жителей волшебной силой. Но какую силу хотели  бы выбрать жители – мы, возможно, узнаем в следующий раз, потому что сегодня сказка уже счастливо завершилась!

По теме:  Как приучить ребенка к горшку.

 

Аналитический разбор.

Что происходило?

Малыш подключил свое активное воображение и представил, что какая-то неведомая сила уничтожает все вокруг.

События происходящего в песочнице отражали его внутреннее состояние – что-то пугает его во внешнем мире, какие-то тревожные события, он чувствует угрозу. Это подтверждает разбушевавшийся ветер и песчаная буря. И справиться он с этим пока не может (все машинки засыпаны песком, выбраться самостоятельно сил нет).

Далее, погрузившись в песок, как бы перерождаясь заново, автор песочной страны превращается в спасителя с волшебной силой, отождествляя себя с машинками - спасателями и помогает сам себе выбраться из травматической ситуации (песчаной бури и сильного ветра), унесших его вглубь.

Но этого недостаточно, сила его недолговечна. И тогда происходят повторные ситуации – погружение в песок.

После этого активное воображение переносит мальчика к тем событиям, в которых он чувствует, что он сильный и смелый. И его победа, когда он сам (фигурка Вани) смог помочь всем машинам выбраться из состояния беспомощности, наделяет его установкой:

Ты - смелый! Ты - сильный! Ты - сможешь!

и  приносит ему веру в себя.

Именно этот момент, когда Герой обретает силу  внутри и является самым впечатляющим для автора песочной страны.

Это чувство остается в теле и становится для него мощным ресурсом.

 

Запись на занятия по песочной терапии здесь.

 




Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт