Песочная терапия. Заикание у детей.




Вы услышали, что ваш малыш, когда обращается к вам либо к кому-то другому, начинает свою речь с повторения одних и тех же тягучих звуков, которые прерываются? Хотя раньше вы за ним такого не наблюдали?

В беседе он пытается вам что-то рассказать, но постоянно обрывает первую фразу, чтобы снова начать с нее? А его темп речи временами теряется из-за судорожного состояния мышц речевого аппарата? Все это симптомы заикания, которому, в большинстве случаев, подвержены мальчики, в возрасте 4-5 лет. Потом мальчик вырастает и становится красивым зрелым мужчиной, а вот заикание остается с ним еще на долгие и долгие годы.

Причины заикания

Врачи утверждают, что основным условием для его возникновения может быть поражение головного мозга еще в период беременности, при родах, в младенчестве. Протекает обычно бессимптомно. Поэтому может оставаться не замеченным ни врачами, ни родителями. Такое заикание называют врожденным. В таких обстоятельствах, в первую очередь необходимо посетить врача-невропатолога, чтобы определить тип и потом уже его лечить. Лечением врожденного недуга занимаются врачи.

Существует еще другой тип заикания – психогенный, который приобретается в результате психотравмирующих событий в раннем детстве.

Это может быть сильный испуг, связанный с ситуациями, когда ребенок является свидетелем либо участником физического насилия, психологического давления, постоянных семейных конфликтов и ссор  или других психотравмирующих обстоятельств.

Типичным примером психогенного заикания, когда именно травмирующие события детства послужили причиной возникновения подобного недуга, может служить фильм, основанный на реальных фактах: «Король говорит!» (рекомендую к просмотру). В нем четко показано, как заикание становится результатом мощных тревожных  переживаний, с которыми в раннем возрасте психика не могла справиться и память их вытеснила. Вот только подавленные чувства ушли вглубь подсознания и продолжали управлять поведением уже взрослого человека, давая о себе знать в самые неподходящие для него моменты.

По теме:  Воспитание детей и грудное вскармливание. Какая связь?

Чтобы не допустить перетекания такого нарушения во взрослую жизнь, с ним нужно работать еще в дошкольном возрасте.

Замечали ли вы, что малыш может отлично владеть материалом, но теряется и не может выразить свои мысли вербально? В ситуациях стресса заикание лишь усиливается.

В школьные годы могут возникнуть дополнительные проблемы – сверстники нетерпимо относятся к заикающемуся однокласснику.  Ребенок становится ранимым, начинает стесняться самого себя и бояться взаимодействия с людьми. Он испытывает страх быть высмеянным, так как ему все тяжелее устанавливать контакт. Он избегает социума, стремится к одиночеству, замыкается в себе, проявляет нерешительность и не желает выступать публично.

И чем старше он будет становиться, тем сложнее будет избавиться от заикания.

 

Лечение заикания

От психогенного заикания нужно избавляться комплексно:

  1. Занятия с психологом.
  2. Занятия с логопедом. Логопедические занятия позволят освоить правильную технику речи, проработать мышцы лица - артикуляционный аппарат и звукопроизношение. Программа устанавливается логопедом.

Я, как практикующий психолог и песочный терапевт, в своей практике активно применяю песочную терапию, во время которой происходит работа с крохой на глубинном уровне его психики.

Курс терапии носит длительный характер. Желательно 1-2 встречи в неделю в течение 2 месяцев. Затем сделать небольшой перерыв и, в случае необходимости, возобновить курс.

Продолжительность программы песочной терапии зависит от того, насколько сильной была травма и как малютка может с ней справиться.

Как проходит песочная терапия?

Терапия  является незаметной для наблюдателя и безопасной для ребенка. Все процессы запускаются внутри, а внешне видна лишь игра.

Снаружи это выглядит так:

Ребенок подходит к песочнице и начинает строить  в ней свой мир. Во время построения пальчики взаимодействуют с неструктурированной средой. Через тактильные ощущения начинается стимулирование части мозга, отвечающей за речь, подключается работа правого полушария мозга.

По теме:  Психолог в детском саду. Для чего?

В процессе создания песочного мира малыш выступает в разных ролях. Он может быть художником, режиссером и актером. Активно использует воду, любые фигурки животных, зверей, птиц, сказочных героев, людей, конструктор, пластилин, природные материалы и предметы быта. То есть все то, что ему хочется взять в данный момент.

Включается фантазия. Придумываются различные сюжетные игры, в которых участвуют выбранные персонажи. Они становятся и жертвами, и злыми колдунами и демонами, и отважными воинами и спасителями, которые  преодолевают по сценарию крохи те или иные препятствия.

Что происходит внутри ребенка?

Во время построения такой песочной картины ребеночек,  через активное воображение, при помощи символических фигурок и созданного им ландшафта, перевоплощается и проживает на бессознательном уровне психотравмирующую ситуацию.

Психолог – песочный терапевт всю сессию находится рядом, помогает малышу чувствовать себя в безопасной  среде и поддерживает его интерес, в то время, как ребенок, через взаимодействие с песком, общается со своим подсознанием, в котором и прячется когда-то пережитая травма. В нем самостоятельно, без психологического воздействия и применения медикаментов, поднимается на поверхность все то, что когда то было вытеснено его сознанием, то, что блокирует  и препятствует его гармоничному развитию.

Через действующих в его мире персонажей, разрешая внутренний конфликт, высвобождая себя от сильных эмоций, у него в сознании формируется и закрепляется позитивная установка на другую модель поведения.

К концу каждой сессии песочной терапии нервная система маленького клиента стабилизируется. Снижается агрессия. Он лучше понимает себя, учится распознавать свои чувства и эмоции, и управлять ими.

После окончания сеанса терапии, трансформации в теле продолжаются.

Внешне родители могут заметить, что ребенок пребывает в более спокойном и умиротворенном состоянии. Его активность проявляется в виде созидающих игр, когда малыш испытывает потребность что-то построить либо просто быть созерцателем. Он лучше взаимодействует  при общении, становится более внимательным и решительным.

По теме:  Песочная терапия. Как простить обиду?

Советы психолога

В свою очередь, помимо психотерапии, родителям необходимо тоже потрудиться:

  1. Создать благоприятную атмосферу в семье.
  2. Не выяснять отношений в присутствии детей.
  3. Не применять физические наказания.
  4. Окутать ребенка вниманием и любовью.
  5. Проводить с ним совместные игры.
  6. Стараться избегать длительного просмотра телевизора и компьютера.
  7. Мягко стимулировать его к общению через сюжетно-ролевые игры.
  8. Давать возможность малышу рисовать красками. Ведь путем смешивания красок и создания различных форм на бумаге он может выплеснуть весь свой негатив. Вы сами обнаружите, если понаблюдаете, как кроха вначале может рисовать все черным, постепенно добавляя другие цвета. И вот, страшная бесформенная маска на бумаге перестает быть страшной и приобретает более веселые детали – зеленый бантик, розовые цветы на голове или смешные оранжевые веснушки. Подобные творческие занятия дают возможность справиться со своими страхами, победить их, преодолеть, и даже посмеяться над ними.

Своевременно оказанная помощь позволяет избежать дальнейших проблем в будущем и помогает сформировать в ребенке полноценную личность.

Запись на занятия по песочной терапии

 




Добавить комментарий

Имя *
E-mail *
Сайт