Развитие ребенка по месяцам до года.

Каждая мама хочет знать, как будет расти ее кроха. Чтобы иметь общее представление о том, как развивается малыш, в какие периоды происходит формирование психофизиологических процессов, давайте познакомимся с его ранним развитием по месяцам.

Первый месяц.

krohe-pervyj-mesyats

 Первый месяц

Физическое развитие

 

Мышечный тонус повышен.

Руки и ноги согнуты в суставах, кисти сомкнуты в кулачки, в стопах преобладает тыльное сгибание.

Выражен защитный рефлекс – если положить младенца на животик, он начнет поворачивать голову в сторону.

На второй-третьей неделе начинает фиксировать взгляд на ярком предмете.

Повороты головы свидетельствуют о развитии шейных мышц.

Активность вызывается внутренними причинами организма: голоден, замерз, резкие звуки, боль.

При комфортных условиях моментально засыпает. Суточный ритм смены бодрствования на сон сформируется только к концу первого месяца жизни.

Сон новорожденного занимает около 20 часов в сутки, он не различает день и ночь.

Моторика  Пальчики собраны в кулачок.
Развитие речи, связь и общение  Плач  «грудной» в случае возникновения потребностей.  Может улыбаться во сне.
Интеллектуальное развитие

 

 К концу месяца младенец начинает рассматривать лицо  матери.

Зрение не четкое.

Лучше видит с расстояния 20-25 см.

Учится отличать голос матери от остальных.

Устанавливается привязанность к маме, учится доверять.

Что любит и хочет

 

Чтоб носили и качали.

Чаще на него смотрели и разговаривали, кормили, когда  он хочет и требует.

Второй месяц.

krohe-1-2-mes

 Второй месяц

Физическое развитие

 

Ритм сна и бодрствования сформирован, ночью спит больше и крепче, чем днем.

Формируется улыбка, похожая на смех.

К середине второго месяца чаще улыбается, отвечает на улыбку взрослого своей улыбкой.

Поднимает голову на 45°.

Держит голову, лежа на животе.

Учится следить за игрушкой.

Если мама двигается рядом, малыш начинает следить взглядом за ее передвижением, поворачивает голову в ее направлении.

Сосет кулаки.

Реагирует на свет, резкий звук.

Моторика

 

Мышечный тонус снижается.

Хаотично машет руками

Ненадолго удерживает погремушку.

Нужно создавать условия для двигательной активности.

Можно начинать делать массаж.

Развитие речи, связь и общение. Появляется речь в виде гуления. Издает звуки: аааа, эээээ, вааааааа.
Интеллектуальное развитие

 

Уже можно повесить над кроваткой  детский музыкальный мобиль.

Ребенок будет наблюдать за его движением в течение 10-15 мин.

Во время бодрствования постоянно разговаривать с крохой, растягивая слова: привеееееееет, агуууууууу.

Все проводимые манипуляции с малышом обязательно комментировать.

Пойте песенки, рассказывайте сказки, читайте стишки. Ребенок смысла еще не понимает, но будет учиться подражанию взрослой речи.

Что любит и хочет

 

Любит наблюдать за движущимися предметами, слушать музыку.

По-прежнему хочет, чтоб его носили на руках, желательно «столбиком», чтоб все было видно.

Очень любит массаж, купание.

Ждет взаимодействия со взрослым.

Если его ожидания не оправдываются, требовательно протестует.

Третий месяц.

krohe3mes

 Третий месяц 

Физическое развитие

 

Устанавливает зрительный контакт.

Внимательно слушает, когда с ним разговаривают.

Умеет выражать радость.

Начинает радостно двигать ручками и ножками при виде мамы.

Поддерживает мамину грудь при кормлении.

Держит голову в вертикальном положении.

Начинает пускать слюнки. Тянет в ротик кулачки.

Моторика

 

Играет со своими руками.

Может ухватить маму за одежду, волосы.

Если подставить указательный палец к ладошке малыша, крепко хватает.

Удерживает погремушку более длительное время. Может ею трясти.

Развитие речи, связь и общение

 

Продолжает гулить.

Тянет звуки: аааа, ээээээ, вааааа, уууууууу.

По-разному выражает свои требования. Если голоден – один звук, если хочет играть — другой. Звук при этом регулирует – громче, тише.

Интеллектуальное развитие

 

Наблюдает за яркой игрушкой, двигает ее рукой. ударяет по погремушке, которая издает звук и заставляет кроху улыбаться.

Тянет в рот игрушку.

Если в кроватке крохи постелька или «защита» с рисунком, то есть, украшена нарисованными зверушками, карапуз начнет их внимательно рассматривать, трогать руками.

Что любит и хочет

 

Слушать спокойные мелодии.

Чтоб носили на руках, смотреть через мамино плечо, находясь в вертикальном положении.

Может возмущаться, если захотите положить кроху горизонтально и требовать продолжения «экскурсии по дому».

Хочет, чтоб с ним постоянно играли и разговаривали.

Четвертый месяц.

krohe-tretij-mes

 Четвертый месяц 

Физическое развитие

 

Хорошо удерживает голову в вертикальном положении. Ребенок может приблизить руки к своему лицу, рассматривать их, захватывать бутылочку ладошкой.

Во время грудного вскармливания может хлопать ладошкой по маминой груди.

Умеет больно щипать маму, хватать ее за нос и за волосы.

Если поддерживать кроху под мышками, может 3 секунды стоять на ногах.

Пытается сесть. Сердится, если препятствуешь этому.

Увеличивает угол при попытке сесть.

Хватается за любые предметы, которые могут помочь сесть. Если привязать на веревочке игрушку, будет подтягиваться по веревке, упираться локтями, поднимать обе ноги для поддержания равновесия.

Лежит на животике в позе «Сфинкса», опираясь на локти.

Легко переворачивается со спины на бок, с живота на бок.

Учится переворачиваться со спины на живот.

Пускает слюни и пузыри.

Реагирует, если пощекотать.

Запрокидывает голову назад, лежа на боку, выгибая спину для того, чтобы посмотреть, что происходит над головой.

Следит за тем, куда перемещаются предметы и люди.

Моторика

 

Берет игрушку и тянет ее в рот.

Перебирает пальчиками.

Хватает пальцами одной руки указательный палец другой, удерживает его.

Захват двумя руками.

Если надеть на руки «рукавички — царапушки» — умеет их снимать.

Развитие речи, связь и общение

 

Продолжает гулить.

Тянет звуки: аааа, ээээээ, вааааа, уууууууу.

Новый звук «М».

К концу четвертого месяца появляются первые слова: агууу, агааа, агу-гу, абу-бу, ба-ба-ба.

Интеллектуальное развитие

 

На смешные звуки – муха, муха, Цокотуха – будет отвечать заливистым смехом.

Радуется любимым близким лицам: маме, папе, бабушке, дедушке.

Пойте народные песни: «Во поле березка стояла…» Ребенок будет подпевать: «Ааааааоаааааа…!»

Если вынуждены давать с ложечки лекарство, ребенок будет отталкивать его рукой.

Что любит и хочет

 

Лежать на животе и «летать самолетиком».

Сидеть на руках у взрослого в вертикальном положении.

Петь во время еды у маминой груди.

Кататься на фит-боле.

Тарахтеть погремушками.

Пятый месяц.

krohe-3-mes

 Пятый месяц 

Физическое развитие

 

Умеет быстро переворачиваться со спины на живот.

Хорошо перекатывается с боку на бок, переваливая ноги.

Из положения полулежа, пытается подтянуться руками за опору и сесть.

Может перемещаться, лежа на спине, отталкиваясь ступнями ног.

Крутится вокруг своей оси, лежа на спине. Если вначале ребенок лежит ногами на север, головой на юг, через 5 минут может полностью поменять положение до наоборот.

Крутит головой за перемещаемой игрушкой.

Может натянуть на себя детское одеялко, сразу тянет его в рот.

Десна становятся рыхлыми, готовятся к прорезыванию зубов.

Больно кусается деснами.

К этому времени выкачиваются практически все волосы на затылке, растут новые.

Если пощекотать за стопу, будет реагировать и пытаться прятать ее.

Играет своими ножками. Поднимает их и опускает довольно часто. Стучит пятками. Во сне тоже может ими двигать.

Учится, лежа на животе, приподниматься с предплечья и упираться на кисть.

Улыбается и гримасничает.

Моторика

 

Держит в руках бутылочку.

Может удерживать игрушку, сразу тянет в рот.

Подносит руку к подбородку, постукивает по нему пальцами.

Тянет руки впереди, будто просит: «Возьми меня на ручки!»

Захватывает свои ползунки на ногах и тянет их пальцами рук.

Развитие речи, связь и общение

 

Закусывает нижнюю губу. Издает звуки «бввв…» вместе со слюной.

Начинает больше самостоятельно петь горловым пением, отчего приходит в восторг. Получается «ГХГХ».

Учится говорить «мам».

Продолжает говорить звуки «Б», «В», «Г», слова: агууу, агааа, агу-гу, абу-бу, ба-ба-ба, но уже более четко.

Иногда откликается поворотом головы на свое имя.

Вертит головой навстречу говорящему, следит за движением губ взрослого.

Интеллектуальное развитие

 

Отчетливо различает свой — чужой. Может бояться и плакать при виде чужого человека.

Понимает, что если бить по погремушкам, они будут греметь.

Играет в «Ку-ку». Если маме резко перемещать лицо из стороны в сторону, малыш будет вертеть головой за мамой влево-вправо с интервалом в 1 секунду.

Если мама будет прятаться и выглядывать, меняя при этом выражение лица, ребенок будет реагировать смехом.

Также может смеяться при произношении слов: «Чпок», «Хрю», «Кар», «Чао».

Учится видеть расстояние до предметов. Точные захваты. Если включить музыкальный мобиль над кроваткой, где прицеплены крутящиеся игрушки, то теперь малыш будет не просто трогать ту, что попалась в руки, а целенаправленно ждать, пока прилетит следующая, более низкая, и точно словить ее.

Подстраивает кисть по форме игрушки для удобного захвата.

Изучает свои ноги, поднимает их и рассматривает рисунки на одежде, хлопает по ним ладошками.

Что любит и хочет

 

Делать массаж и гимнастику.

Поговорить «на своем языке» с папой.

Когда его поднимают выше головы взрослого, подбрасывают.

Сидеть  в детском кресле в положении полусидя и бить ногами по висящим игрушкам, чтоб был звон, нажимать на игрушки-пищалки.

Играть с пушистым детским пледом. Обнимать его, тянуть в рот, прятаться в него.

Шестой месяц.

 krohe-shestoj-mes

 Шестой месяц 

Физическое развитие

 

Может бодрствовать в течение 1,5-2 часов подряд.

Лежа на животе, дотягивается рукой до игрушки.

Помогает надевать памперс, то есть держит его руками, разворачивает.

Сидит в детском кресле с наклоненной спинкой под углом 120 °.

Если детское кресло качается, может усилием тела раскачивать его.

Без опоры сидеть еще не может – падает.

Переставляет ножками по твердой поверхности,  будто ходит, если держать кроху под мышками.

Когда мама чистит малышу ушки – лежит и прислушивается.

Учится целоваться в щеку.

Моторика

 

Умеет взять игрушку из рук взрослого.

Может ухватить и поднять пачку влажных салфеток, весом в 200 г.

Хорошо удерживает игрушку. Берет ее, рассматривает, бросает и ищет ее. Снова берет, внимательно смотрит и бросает, чтоб потом снова поискать.

Перекладывает игрушки из одной руки в другую.

Развитие речи, связь и общение

 

Умеет визжать от восторга.

Применяет громкость издаваемых звуков.

Может смеяться при произнесении слова «Ой!» и соответствующей гримасе.

Поет жалобные песни на «своем языке», если жалуется или что-то болит.

Отрывисто говорит: «МА».

Интеллектуальное развитие

 

Способен удивляться.

Играет шелестящими предметами: целлофановыми пакетами, листочками бумаги, газетой, журналом. Рвет их в клочья.

Если показать иллюстрации в книге с толстыми страницами, будет долго рассматривать. Тонкие страницы книг захватывает и рвет.

Учится играть в «ладушки», раскрывая кулачки и подставляя ладошки.

Что любит и хочет

 

Сидеть. Недолго стоять с поддержкой.

Играть мягкими игрушками, тянуть  их в рот.

Шелестеть. Стучать игрушками.

На улице сидеть в коляске и смотреть по сторонам.

Седьмой месяц.

krohe-sedmoj-mesyats

 Седьмой месяц 

Физическое развитие

 

Малыш начинает сидеть, но голова еще перевешивает. Может сидеть без фиксации не более 5 минут.

Лежать на спине во время бодрствования уже отказывается.

Сам стоит на ножках с фиксацией за ручки.

Стоит ровно у стенки, держась за опору, спинка натянута, как струна. Любит в такой позе стучать ладошками по стенке.

Купается, сидя в ванной, играясь ловлей плавающих резиновых игрушек.

Развивается ползание. Из положения сидя тянется за игрушкой вперед, тем самым становится на четвереньки. Может стоять в такой позе несколько минут, опираясь на руки.

Переворачивается на живот, лежит уже так, поднимаясь и опираясь при этом не только на предплечья, но и на вытянутой вперед руке.

С удовольствием рассматривает кончики пальцев ног, трогает их руками, шевелит пальцами ног и с замиранием наблюдает за их движением.

Во время грудного кормления на боку, рука малыша, расположенная сверху, трогает мамино лицо, подбородок, шею, «гуляет» по сторонам, двигается как маятник.

Когда голоден, дает понять движением тела: просится на ручки, мостится под мамину грудь, принимая горизонтальное положение, начинает тыкать носом в молочную железу, трогать рукой, давая маме понять: «Мама, доставай мою еду!»

На прогулке в коляске смотрит по сторонам, вертит головой, следит за движением людей, собак, деревьев, птиц.

Если жидкую кашу налить в тарелку, умеет лакать языком, как собачка.

Моторика

 

Способен удерживать предмет каждой рукой.

Умеет держать ложку при кормлении и направлять ее себе в рот.

При приближении ложки ко рту, открывает его.

Сам берет бутылку  с соской, в которой налит чай, вставляет себе в рот и сосет. Но еще не понимает, что нужно переворачивать, чтобы полилась жидкость.

Перекладывает игрушку из одной руки в другую. Рассматривает игрушки, давит, сжимает, крутит, бросает, стучит по ним ножками.

Захватывает мамины пальцы, сдавливает их, тянет в разные стороны, отодвигает, тянет в рот.

Стягивает покрывало руками.

Учится крутить игрушку — кольцо на одном пальце.

Развитие речи, связь и общение

 

Учится подражать взрослому, произнося знакомые ему звуки.

Проговаривает «БВБВБ», при этом выпускает много слюны, отчего получает огромное удовольствие от создаваемого звука.

Если что-то не нравится, произносит звук «НННН»

Четко откликается на свое имя.

Продолжает издавать звуки при виде нарисованных животных, как бы разговаривая с ними.

Если в ванночке на бортик сделать наклейку, то во время купания будет по ней хлопать ладошкой, передавать эмоционально свой восторг.

Если показать ребенку видео с его участием, будет разговаривать с экраном на «своем» языке, улыбаться, визжать от радости.

Интеллектуальное развитие

 

Разговаривает на «своем языке» с игрушечными  мягкими зверями, проявляет к ним симпатию в виде поцелуев.

Уже знает, когда мама, собираясь чистить носик и приближаясь к малышу с ваткой. В ответ протестует, мотая головой в разные стороны.

Нажимает на кнопки детского пианино, чтоб играла музыка. Расставляет руки для танца.

Играет в мягкие кубики — тарахтушки.

Осваивает сортер. Нравится нажимать на кнопки, которые светятся после нажатия.

Пластмассовые фигурки: сердечко, квадрат, треугольник, круг, звезда. Крутит их, перебирает, рассматривает, пробует на зуб.

Что любит и хочет

 

Бросать игрушку на пол и следить, как она падает и ударяется. Ждет, пока игрушку поднимут и снова дадут, чтоб ее потом снова бросить.

Наблюдать, если рядом кто-то танцует.

Радуется при виде кошек и собак.

Восьмой месяц.

krohe-vosmoj-mesyats 

 Восьмой месяц 

Физическое развитие

 

Малыш хорошо сидит без поддержки.

Поднимается на руках из положения лежа, отрывая живот от поверхности.

Начинает ползать на четвереньках. Для ленивых — можно подталкивать под стопы, для упора.

Из положения лежа, опираясь на локти, принимает почти сидячее положение, но не выдерживает и ложится обратно.

Перебирает ногами, ходит с поддержкой. При этом стоит на ровной стопе, а не на носочках, как раньше.

Пружинящие движения, будто прыжок. Поджимает коленки, приседает, но ступни от поверхности не отрывает.

Для нормального формирования стопы можно надевать босоножки, с фиксацией пяточки и супинатором.

Может стоять у спинки кровати, держась за нее руками, пританцовывать.

Если падает, подтягивается на руках и снова становится. Самостоятельно может стоять без поддержки в течение 1 минуты.

Умеет, стоя в кроватке, раскачивать ее.

На улице во время прогулки смотрит по сторонам с интересом, наблюдает за детьми. Спать на улице не хочет, только смотреть по сторонам, хочет, чтоб водили ножками.

Моторика

 

Нажимает на клавиши и кнопки детского пианино. Наблюдает, как они светятся и издают разные звуки.

Если мама зарывает глаза, ребенок пытается пальчиками их открыть.

Щиплет маму за нос, щеки, подбородок.

Развитие речи, связь и общение

 

Хлопает ладошкой по своим губам и издает звук «А-ва-ва-ва».

Играет в «ладушки».

Если мама произносит стих — «Ладушки, ладушки, где были? У бабушки!» — хлопает в ладошки и улыбается.

Интеллектуальное развитие

 

Проверяет все игрушки на звук. Если дать в руки маленького пупса, будет трясти им. Если звука нет, теряет интерес.

При прощании машет рукой.

При звуках музыки начинает двигаться, подпевать звуком «ААААА».

Нравится мяч. Ударяет по нему и следит за движением.

Что любит и хочет

 

Гремящие игрушки.

Нажимать на пульт от телевизора.

Прыгать на коленях у взрослого и играть в игру «Чук-чук, наловил дед щук».

Играть в прятки.

Катать мяч.

Девятый месяц.

krohe-devyatyj-mesyats

 Девятый месяц 

Физическое развитие

 

Сидит прямо, без поддержки и фиксации.

Поднимается из положения лежа в положение сидя при помощи локтей и боковой опоры.

Встает с поддержкой за руки.

Стоит, держась руками за опору, иногда пошатываясь и пританцовывая.

При ходьбе наступает себе одной ногой на другую.

Просится на ручки к маме, поднимая свои руки вверх. Радуется, когда берешь на руки. Может складывать ноги по-турецки.

Если наклонить вперед ребенка, сидящего на руках у мамы, будто роняешь, будет хвататься руками за мамину одежду для равновесия и опоры.

Если не нравится резкий звук – шум блендера, пылесоса – закрывает уши руками.

Моторика

 

Под музыку прыгает, кистями рук крутит, будто вкручивает лампочки.

Бьет ногой по мячу.

Может ловить мяч в позиции сидя.

Развитие речи, связь и общение

 

Появляется новый звук «Папапапапа»

Начинает говорить «Дяаааа, Дяааааа»

Интеллектуальное развитие

 

Если спрятать игрушку за спину, будет искать, поворачивая голову.

Играет в «Ку-ку», «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Баран, баран – бееее», бросает мяч.

Реагирует на слово «Стоп».

Откликается на свое имя, поворачивает голову, улыбается, особенно на шепот.

Машет рукой на прощание.

Если спрятать игрушку под платком, помнит, где она.

Если мама зажимает мелкую игрушку в ладони, ребенок будет раскрывать мамин кулачок в поисках игрушки.

Что любит и хочет

 

Любит разглядывать себя в зеркале.

Стучать громкими предметами – ложками, крышками, мисками.

Ходить, держась за руки и быстро топать вперед.

Если видит собаку или кошку – бежит навстречу. Хочет гладить. Страха нет.

Десятый месяц.

krohe-desyatyj-mesyats

 Десятый месяц 

Физическое развитие

 

Из положения на спине может садиться.

Умеет устойчиво стоять в начале десятого месяца.

Продолжает учиться ходить с опорой.

Реагирует на неприятный звук, закрывает уши руками.

Время бодрствования увеличивается до 2,5 часов. Ночной сон составляет 10-11 часов.

Количество кормлений уменьшается до 5.

Из положения сидя может становиться на четвереньки, чтобы ползать.

Из положения сидя становится на ноги, упирается руками и становится в позу медведя, когда руки и ноги выпрямлены.

Во время умывания улыбается своему отражению в зеркале.

Встает, подтягиваясь на руках. Стоит, держать за опору одной рукой. Временно бросает руку, чтоб потом вновь взяться за опору.

Умеет ползать на коленках.

Моторика

 

Вытягивает из емкостей предметы, которые может захватить: зубные щетки в ванной комнате.

С полок стягивает вещи.

В магазине с прилавка может все стягивать на пол.

Свои игрушки бросает на пол, следит как падает.

Если стоит возле упавшей игрушки, может наклониться, не сгибая колени, ухватить игрушку и выпрямиться.

При купании хлопает ладошкой по поверхности воды, чтоб получались брызги.

Развитие речи, связь и общение

 

Говорит: мама, папа, баба, дядя, горловое — гггг.
Интеллектуальное развитие

 

Выполняет задание: «Где мячик?» Ищет, находит и берет его в руки.

«Где мама?» — находит маму.

Может разговаривать на «своем» языке со своей фотографией, тыкать в нее пальцем, гладить.

Понимает фразы мамы:

«На» и «Дай»

«Нет» — машет головой в разные стороны.

«Нельзя»

«Стоп»

Машет рукой при прощании.

На фразу «давай поиграем в ладушки» — начинает хлопать  в ладоши.

На фразу «Пойдем» — начинает идти с опорой, смотрит на дверь.

Под музыку пританцовывает, громко издает звуки, хлопает в ладоши.

Что любит и хочет

 

Делать брызги во время купания в ванне.

Кататься на лошадке-качалке, приговаривая «Да-да-да».

Одиннадцатый месяц.

krohe-odinnadtsatyj-mesyats

 Одиннадцатый месяц 

Физическое развитие

 

Можно переводить малыша на двукратный дневной сон. Период бодрствования составляет 3-3,5 часа.

Первый дневной сон составляет 2,5 часа, второй 1,5-2 часа.

Хорошо ползает.

Переползает препятствия в виде валика, подушки.

Если на пути лежат игрушки, убирает их со своего пути и ползет дальше.

Свободно переходит из положения «на четвереньках» в положение «сидя» и обратно.

Недолго стоит без опоры.

Ходит за одну руку. Может ходить возле кровати, дивана, по манежу, держась рукой.

Может самостоятельно пить из поильника.

Если не хочет есть, отворачивается, наклоняет голову набок, машет «Нет» и рукой отодвигает тарелку.

Во время умывания играет со струей воды.

Показывает на зубную щетку, чтоб почистили зубы.

Моторика

 

Захватывает крошки большим и указательным пальцем, кладет их в рот.

Внимание! Пытается влезть пальцами в розетки. Нужно ставить заглушки.

Открывает дверцы шкафов, вываливает содержимое полок.

Развитие речи, связь и общение

 

Четко говорит «Ням-ням», «На-На-На».

При виде кошки издает звуки КХ, КС

Интеллектуальное развитие

 

Если высоко — останавливается. Но если обрыв за спиной, сидит спиной к краю  — может упасть.

Хорошо играет в мяч. Ползет за ним, берет одной рукой, подкидывает и смотрит, куда катится.

Все, что гремит, привлекает (баночки шумелки).

Выполняет просьбу: «Включи телевизор!» Берет пульт, направляет на ТВ и нажимает на кнопку.

Листает журналы, рассматривает фотографии

Что любит и хочет Сильно раскачиваться на качалке.

 

Двенадцатый месяц.

krohe-dvenadtsatyj-mesyats

 Двенадцатый месяц 

Физическое развитие

 

Учится ходить без опоры.

Подползает к ящикам с игрушками, берет заинтересовавшую игрушку, и садится играть ею.

Учится сморкаться.

Залезает и слезает с дивана, кровати.

Намыливает руки мылом.

Моторика

 

Сама расчесывается и помогает расчесаться другим членам семьи.

Складывает в горшок, ведро, кастрюлю предметы и закрывает крышкой.

Метко захватывает предметы большим и указательным пальцем.

Ставит один кубик на другой.

Развитие речи, связь и общение

 

Произносит и понимает смысл слов: ма-ма, па-па, ба-ба, ав-ав, кх (кися), ка-ка.

Говорит много непонятных слов.

Открывает книги, листает и бормочет.

Интеллектуальное развитие

 

Если подставить ладошку и скзать «Дай пять!», хлопает по ней своей рукой.

Имитирует закапывание капельками носиков у кукол.

Выполняет просьбу: «Дай пульт!» — дает пульт, — «Дай книгу!» – дает книгу.

Если игрушка закатилась под шкаф, диван, ложится на живот и пытается достать ее. Понимает, что на четвереньках ее не достать, а только лежа на животе.

Что любит и хочет

 

Ходить.

Игры с водой, мячом.

Наполнять емкость предметами.

Громко хлопать крышками.

Двигаться под музыку.

Уважаемые читатели! Если Вам понравилась эта статья, поделитесь ею в социальных сетях. Это будет Ваше лучшее «спасибо» за материал.

А если у вас появились дополнительные вопросы, непременно задавайте их в комментариях и делитесь своим опытом.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *